С 21 января 2024 года вступят в силу изменения в ФЗ № 353 «О потребительском кредите» — представители российского авторынка обсуждают, каких последствий стоит ожидать. Ведь новая редакция закона предусматривает увеличение так называемого «периода охлаждения» у страховых продуктов до 30 дней — покупатели авто получат больше времени на отказ от навязанных им услуг.

Навязанные услуги при покупке авто

Соответственно, с обозначенной даты заёмщик получит право отказаться от договоров личного страхования или заключенного в целях обеспечения кредита в течение месяца. С этого момента станет возможным отказаться от любой услуги, навязанной дилерским центром — разумеется, только в том случае, если клиент не успел ей воспользоваться.

Новые правила решат простую проблему: до вступления поправок отказаться от навязанных услуг можно только в судебном порядке, после — будет достаточно обратиться в банк, где будут обязаны вернуть денежные средства в полном объёме.

В связи с этим банки, страховые компании и дилерские центры задумались о том, как сделать так, что бы возвратов было меньше. Очевидно, что проблема не просто назрела — она появилась именно по той причине, что все эти дополнительные услуги, без договора о которых дилеры иногда буквально отказываются заключать сделки по продаже авто, людям не нужны.

Список навязанных услуг можно запросто найти в интернет-поисковиках по запросу вроде «какие услуги навязывают при покупке авто» — люди ищут, как отказаться от договора страхования жизни, договора «АВТОУверенность», карт «Помощь на дорогах» и им подобных и т. д.

Как пишет «Автостат», выступивший организатором недавно прошедшего форума «CarX: революция в автобизнесе», сейчас представители связанного с авторынком бизнеса обсуждают в том числе такой вопрос — какие продукты клиенты будут реже возвращать и какие из них действительно нужны автовладельцам.

ненужный договор страхования

Видимо, понимание того, что клиенты получают ненужные им «продукты», вполне чёткое — но раньше это волновало представителей бизнеса не так сильно. Теперь же генерируются новые идеи — так, например, независимый эксперт Олег Зевакин считает, что таким продуктом может стать так называемая «продлённая и техническая гарантия».

Подразумевается, что автовладельцы именно в текущей ситуации, сложившейся на рынке (санкции, повышение цен и т. п.), нуждаются в защите своего автомобиля и продлении срока его эксплуатации. По его словам, в России не хватает такого продукта для китайских автомобилей, которых стало очень много, но при этом у покупателя есть настороженность по поводу новых для него марок.

Судя по всему, подразумевается, что покупка такого «продукта» даст автовладельцу возможность обращаться за узкопрофильными консультациями, а главное, что расходы на ремонт будет нести оператор гарантии, а не автовладелец. Для бизнеса, видимо, плюс будет именно в том, что отказов от услуги будет мало — за 30 дней клиент явно не успеет понять, нужен ему это «продукт» или нет, и не успеет проверить качество оказываемой поддержки. Новые машины пока ещё так быстро не ломаются.