Тема загрязнения окружающей среды автомобилями обычно сводится к разговорам о выхлопных газах - отсюда мода на электромобили и "гибриды", борьба с дизельными двигателями и т.п. Однако последнее время всё чаще говорят и о другой проблеме - исследования говорят о том, что шины загрязняют воздух даже сильнее выхлопных газов.

Будущее здесь: что такое

И не просто "немного сильнее" - а сразу в тысячу раз. По крайней мере такой вывод сделали в своё время специалисты британского независимого агентства Emissions Analytics. Они замерили уровень вредных веществ, выбрасываемых выхлопной системой и шинами обычного хетчбэка с двигателем экокласса Euro 6d.

Так вот, итог оказался в какой-то мере даже сенсационным - покрышки каждый километр пути выделяли 5,8 грамм вредных частиц, а на выхлопные газы приходилось 4,5 миллиграмм на то же расстояние. Это в 1 289 раз больше, если уж сравнивать.

Уловитель мусора от шин 4

Плюс тесты проходили на хорошей ровной дороге и шинами, накаченными ровно по рекомендации производителя. При приспущенных шинах и на дорогах похуже и вредных частиц будет больше. Речь идёт и частичках пластика, резины и т.п. - то, что "отваливается" по пути превращения новой покрышки в "лысую".

Казалось бы - и как быть? И почему об этом заговорили вдруг именно сейчас - при том, что ранее качество покрышек, скорей всего, было ещё хуже и вредных частиц там явно набиралось побольше. И экологи, и специалисты из сфера автостроения просто не могли не знать про это.

Уловитель мусора от шин 3

Собственно как и о выхлопных газах, по поводу которых тоже не очень шумели, пока рынок не решили перенаправить в сторону электромобилей. Можно считать такие вещи "теорией заговора", но очевидно, что пиар-поддержка "перехода на электричество" существует.

Это многочисленные отчёты экологов, это шум вокруг "дизельгейта", переоценённые акции ряда компаний, сделавших ставку на электромобили - даже действия местных властей, запрещающих въезд "обычных" автомобилей в центр города, явно льют воду на совершенно конкретную мельницу.

Уловитель мусора от шин 1

Но мы немного отвлеклись - просто, чтоб показать, что ничего не происходит случайно. Ну или же, что "свято место пусто не бывает". Стоило одним британским специалистам обозначить проблему, как другие британские специалисты поспешили найти её решение. Так создаются не только новые продукты, но и целые новые рынки.

Британский стартап The Tire Collective не так давно запатентовал технологию улавливания невидимых частиц синтетического каучука, выбрасываемых автомобильными шинами - и стал обладателем британской национальной премии Джеймса Дайсона. Это такая международная премия в области промышленного дизайна - победителей там много, но в итоге все получают как минимум внимание прессы.

Уловитель мусора от шин 2

Идея же, в общем, проста: специальное устройства, эдакая "коробочка", крепится возле колеса автомобиля и улавливает вылетающие из-под колёс те самые вредные микрочастицы. Идею протестировали на городском автобусе и за сутки собрали пластика на шар размером с хороший грейпфрут.

Для любителей наглядных цифр: один автобус, проезжающий по самому длинному автобусному маршруту Лондона, генерирует за день 336 граммов вот этой "вторрезины". И это при том, что по признанию самих разработчиков, их устройство улавливает только около 60% всех выбросов такого плана.

Уловитель мусора от шин 5

Сама технология - это, конечно, не просто ящик, куда всё само падает. Для улавливания частиц используется их положительный электростатический заряд. В устройстве находятся специальные пластины, которые, как несложно догадаться, имеют заряд противоположный. Всё устройство каким-то образом подключается к электросистеме автомобиля.

В общем, микрочастицы резины притягиваются к этим пластинам, как волосы к воздушному шарику, когда тот потрёшь о голову. Пластины собраны в специальный картридж, который необходимо примерно раз в месяц менять. А собранный таким образом "улов" предлагается отдавать на переработку для выпуска новых шин или чего угодно другого.

Уловитель мусора от шин 6

И кажется, что скоро такие устройства вполне активно начнут внедрять. Сначала в той же Британии на каком-нибудь муниципальном транспорте в рамках гранта от властей, затем наличие устройства станет обязательным для въезда в исторический центр крупных городов, потом выступят поселения помельче, но активно выступающие на "экологическом фронте".

А компания, уже запатентовавшая эту технологию, станет большой корпорацией, которая построит где-нибудь в Мексике завод, а ещё попросит дотаций на утилизацию тех же картриджей, у которых закончился срок использования. В общем, рынок развивается, человечество не стоит на месте.