Просыпаться зимой - тяжело. Иногда ещё тяжелей не заснуть днём, даже если занят делом или находишься за рулём. Советы, которые могут помочь не заснуть в водительском кресле, являются в принципе теми же, что работают и в любой другой ситуации.

Зимние лайфхаки: как не заснуть за рулём?

Объяснение сонливости зимой - простое и вполне научное. Постоянные зимние сумерки и недостаток солнечного света так влияют на организм, что сигнал "Пора вставать" до мозга не доходит. При отсутствии солнца организм продолжает вырабатывать мелатонин, гормон сна. А чтоб он перестал вырабатываться, нужен свет - если не солнечный, то хотя бы ярко горящие лампочки.

Поэтому первый совет для водителя, который начинает "клевать носом" - включите свет в салоне. На какое-то время это взбодрит организм. А в данном случае мы говорим именно о том, что нужно получить временной гандикап, чтобы минимизировать риск попасть в ДТП, но после предпринять какие-то более действенные меры. Например, поспать.

Если уж клонит в сон - то пока не поспишь, сонливость не уйдёт. Поэтому ещё один частый совет - не сопротивляться упрямо, а выбрать возможность и дать себе отдохнуть. Конечно, это касается ситуации, когда человек находится в долгой поездке. Стоит остановиться там, где можно спокойно припарковаться, и поспать хотя бы 20-30 минут. После такого сна организм в любом случае почувствует себя лучше.

Если речь о недолгой поездке, например, из дома до офиса, то всё равно суть проблемы не меняется. Поспите, как говорится, на работе - а пока надо взбодриться и доехать до места.

Кстати, один из советов бодрости за рулём как раз заключается в том, что водитель должен "держать в голове" место прибытия. Наличие понятной цели бодрит психологически как в глобальных масштабах, так и вот таких локальных. Думайте о маршруте до точки назначения, а если поездка сравнительно неблизкая - ставьте "поинты" на маршруте. Например, "скоро будет торговый центр", "буду проезжать мимо памятника Гоголю" и т.п. - главное, следить на маршрутом и фиксировать эти точки.

Такое поведение помогает бороться с монотонностью пути, а монотонность - одна из основных причин рассеивания внимания во время управления автомобилем в том числе.

В принципе, "ломать ритм" можно каким угодно способом. Можно включить громкую, бодрящую или даже наоборот, раздражающую вас музыку - главное, чтоб это были не медленные мелодии с эффектом колыбельной. Можно стараться менять скорость движения - это актуально на трассах, городские дороги с пробками, светофорами и так, как правило, не дают заснуть.

Придумайте свой способ сбивать монотонный ритм долгой поездки. Где-то описывался отличный пример, когда водитель во время долгого пути специально выходил из машины, находил муравейник и давал себя покусать этим насекомым! Долгий зуд долго же не давал ему покоя в совершенно буквальном смысле - места укуса чесались и постоянно напоминали о себе.

Бодрит, конечно же, и свежий воздух - поэтому можно попробовать открыть окно и вдохнуть полной грудью. Если зима таки похожа на зиму и воздух хотя бы немного морозный - прилив бодрости гарантирован. В принципе, если чувствуете, что усталость давит на глаза - стоит остановиться, выйти из салона, подышать, сделать небольшую зарядку.

Наверное, нет смысла упоминать разного рода бодрящие напитки - кофе, энергетики, "бодрящие коктейли" вроде смеси растворимого кофе с колой. Эти варианты понятны, но не универсальны. Тот же кофе на многих оказывает обратный эффект, так что лучше знать о таких особенностях своего организма заранее.

Помогает не уснуть за рулём разговор. Не зря образ дальнобойщика часто - эдакий болтливый водитель, который подсаживает попутчика и начинает "разговаривать за жизнь". На самом деле общение для человека - одно из самых бодрящих занятий, особенно если тема разговора или сам собеседник реально вызывают интерес. Только надо говорить самому, а не молча слушать - чужая речь может стать таким же монотонным убаюкивающим фоном, как колыбельная песня.

Кстати, если уж рядом есть кто-то - попросите его следить за собой. Самое удобное для пассажира - смотреть с заднего сиденья в зеркало заднего вида на ваше лицо. Если вы закроете глаза, то это будет сразу видно и позволит пассажиру окликнуть вас или даже взбодрить легким тычком сзади. Это в его же интересах.

Если пассажиров нет, то можно пойти путем Сергея Юрьевича Белякова из "Нашей Раши" - попробовать поговорить пусть не с телевизором, но, например, с радио. Во-первых, всё равно никто не слышит и нечего стесняться, а во-вторых, возможно узнаете много полезной информации. Но лучше найти какую-нибудь очень спорную тему, чтоб было что возразить ведущему или гостю студии.

Кстати, по всей видимости, популярность разговорных радиостанций среди автомобилистов неслучайна - теперь понятна причина. Шутки шутками, а это и правда может сработать и отвлечь от мыслей о сне.

Но если вы уже "клюете носом" и нужно срочно остановить себя, то помните, что главное - отвлечься, перевести внимание на что-то новое. Не смотрите в одну точку впереди себя, "вспомните" о какой-нибудь проблеме - посмотрите на приборную панель, проверьте наличие чего-нибудь "очень важного" в бардачке, проверьте, на месте ли аптечка.

Со стороны выглядит смешно, но на самом деле в таких ситуациях срабатывают какие-то ранее принятые установки на уровне инстинкта. Резко взбодриться можно от слова "Утюг", если в этой ситуации сработает ассоциация, что вы могли забыть дома выключить утюг и это проблема, которая требует немедленного решения. Позже вы вспомните, что никакого утюга нет, но сон будет уже отогнан - и это главное.