С сентября 2016 года до конца 2020 года в определенные комплектующие для газомоторных автомобилей можно будет ввозить в Россию без пошлин. Такой подход вполне укладывается в активно продвигаемую в нашей стране программу развития рынка газомоторного комплекса.
Евразийская экономическая комиссия отменила на этот временный период 3%-ные ввозные таможенные пошлины на газовые форсунки для подачи топлива в цилиндры двигателей, использующих природный газ в качестве моторного топлива.
На совет ЕЭК будет вынесен так же вопрос о временном обнулении пошлин еще ряда комплектующих - азовых редукторов, газовых баллонов, некоторых видов арматуры и других компонентов. На них сейчас действуют ввозные пошлины в размере 9–11,9%.
Предложение отменить пошлины поступило от российской стороны. По данным Минэкономразвития, конкретно эти комплектующие составляют 26% для группы ГАЗ и 84% для «Камаза» от стоимости всего комплекта газобаллонного оборудования, которое закупается этими компаниями. Инициатива России по снятию пошлин позволит этим компаниям дешевле производить и активней продвигать свои газовые автомобили.
На том же КамАЗе отмечают, что на импортные комплектующие приходится примерно 90% - обнуление пошлин позволит не столько снизить издержки, сколько просто удержать рост цен на соответствующие модели.
На логичный вопрос, почему бы все эти комплектующие не производить у нас в стране, есть простой ответ. Оказывается, в России сегодня выпускается настолько мало газомоторной техники, что производить запчасти к ней просто не выгодно. Например, на том же КамАЗе в 2015 году выпущено 29 тысяч грузовиков, из них только чуть более 1 тысячи – газомоторных. Всего на долю газомоторной техники, включая автобусы, приходится до 5% производства КамАЗа.
Впрочем, в компании планируют, что через 5–7 лет этот моделей, использующих в качестве топлива газ, на заводе будет выпускаться не менее 25%. А обнуление пошлин как раз уместно на период освоения производства этих деталей в нашей стране.
Кроме того это может пойти на пользу и развитию сопутствующих бизнесов. Растет рынок обучения установке ГБО, специалисты становятся востребованными, поскольку установку и ремонт газобаллонного оборудования предлагают на многих станциях техобслуживания. Необходимо и создать полноценную заправочной инфраструктуу. Сегодня в России более 270 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций, а если прогнозы сбудутся, то уже к концу 2018 года федеральная сеть АГНКС будет насчитывать порядка 470 станций.
Для загрузки действующих и строящихся АГНКС, конечно, необходимо, чтоб газомоторной техники становилось больше, это понятно. Но в 2015 году в России были проданы 3172 машины, работающие на природном газе. Сжиженный углеводородный газ составляет всего 2,1% российского рынка автомобильного топлива, а компримированный природный газ – 0,5%.