Сокращение продаж полисов ОСАГО для многих страховых компаний - единственный способ хоть как-то стараться сокращать убытки. Такая ситуация складывается в регионах, где по ряду причинах страховщики работают себе в убыток - например, Юг России, Челябинск, Мурманск и т.п. В итоге в этих регионах возникает проблема у автовладельцев - они не могут приобрести полис ОСАГО, хотя и обязаны это сделать по закону.

ОСАГО

Но именно по причине того, что ОСАГО обязаны продавать страховые компании, но они же не имеют при этом возможности влиять на стоимость полисов - и происходит такая ситуация. Если в каком-то регионе по возмещениям приходится выплачивать больше, чем поступило в качестве страховых премий, вести этот бизнес страховым компаниям становится невыгодно.

Непосредственной причиной такой ситуации страховщики называют плохую работу автоюристов, из-за которых они вынуждены делать чрезмерные выплаты. Проблема с автотуристами в свою очередь заключается в их недобросовестности. «Это самый настоящий системный бизнес, в нем много звеньев, и он в итоге обеспечивает выплату не пострадавшему в ДТП, а профессиональным посредникам», - рассказывает заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин в интервью «Ленте.ру». 

По его словам, юридически все происходит по закону. Например, используются лазейки, чтобы страховая компания как можно позже узнала о страховом случае или нарушила какие-либо формальные требования. Иногда тому способствует позиция суда, особенности толкования законов в некоторых регионах. 

«Поэтому Центральный банк против изменения тарифов и коэффициентов. Наши расчеты показывают, что тариф достаточный, если система работает без перекосов. И если удастся решить проблему недобросовестных автоюристов, даже убыточные сегодня регионы могут стать прибыльными для автостраховщиков», - отмечает Владимир Чистюхин.

Специалисты обсуждают решение, которое могло бы сделать тему ОСАГО неинтересной для недобросовестных автоюристов: сделать ремонт пострадавшего авто в качестве приоритетной формы возмещения ущерба по ОСАГО. В такой схеме просто перестали бы фигурировать деньги и посредничество и всякие хитрости, которые позволяют добиться от страховых компаний больших выплат. Но и здесь возникает много вопросов. 

В первую очередь, важно обеспечить качество и приемлемый срок ремонта, а также удобное для автовладельца место его проведения. Например, если у страховой компании нет в партнерах автосервиса рядом с владельцем полиса ОСАГО, она должна выплатить деньги. Тот же вопрос с оценкой автомобилей, на которые распространяется страховой случай - простая ссылка на любого оценщика не устроит страховщиков, здесь тоже должен быть какой-то критерий работы для автоэкспертов.

Но пока страховщики вынуждены сами искать для себя выходы для того ,чтобы хотя бы сократить убытки. Одно из решений, например, заключается в том, что агенты страховых компаний получают право продавать полисы других компаний, чтобы уравнивать убытки между компаниями.