Стало известно о том, что «АвтоВАЗ» сможет начать производство популярных в России кроссоверов Renault Duster под маркой Lada не ранее 2024 г.

Будущий кроссовер Lada Duster: каким он должен стать, чтобы не провалиться на рынке?

Действительно, сборку такой модели наладить раньше такого срока вряд ли получится. Первая причина этого: демонтаж оборудования на бывшем российском заводе Renault, его транспортировка из Москвы в Тольятти (а это, напоминаем, Самарская область), а также организация производственной площадки под размещение этого оборудования и его монтаж на ней — дело, на которое уйдёт около года минимум.

Ещё одна причина — адаптация Renault Duster под нынешнюю ситуацию вообще и под возможности российской промышленности в частности. Если такой адаптации не провести, то либо сама идея сборки кроссоверов на «АвтоВАЗе» окажется неосуществимой, либо продажи Lada Duster в России окажутся попросту провальными.

рено 1

Дело в том, что Renault Duster актуального поколения, как и его румынский аналог Dacia Duster, создан на базе французской платформы Global Access (она же — Nissan B), известной в России как B0. Соответственно, все её основные узлы и агрегаты — привозные. Да, российские власти имеют договорённость с Renault о поставках запчастей «АвтоВАЗу», однако, есть ли в ней пункты, касающиеся будущей организации производства «Дастеров» в Тольятти — неизвестно.

Так вот, с силовым агрегатом для Lada Duster особых проблем возникнуть не должно. По предварительной информации, будущий автомобиль будут оснащать теми же двигателями, что и Lada Vesta — 4-цилиндровыми 16-клапанными атмосферными бензомоторами ВАЗ-21179 объёмом в 1,8 л.

рено 2

Мощность такого двигателя составляет 122 л. с., но есть и форсированная до 145 л. с. модификация, предназначенная для флагманского седана Lada Vesta Sport. Трансмиссией при этом будет служить ВАЗовская 5-ступенчатая «механика».

А вот дальше начинаются сложности, которые связаны с системой полного привода. Разработана она была во Франции специально для «тележки» В0 и в России не производилась. Поэтому, её нужно чем-нибудь заменить, а вот чем — вопрос…

рено 3

Да, «АвтоВАЗ» выпускает внедорожники Lada Niva Legend и Lada Niva Travel, имеющие хорошую проходимость. Но применяемая в них система постоянного полного привода, хотя и вполне нормальна, но «заточена» на работу с древним и чахлым 83-сильным моторчиком. Поэтому, она нуждается в основательной переделке — хотя бы для того, чтобы 122-сильный движок «Весты» её попросту не порвал.

Кроме того, у всех «Нив» расположение двигателя продольное, а у «Весты» — поперечное. Значит, чтобы МКПП от Lada Vesta могла бы работать с системой полного привода от "Нивы", её придётся основательно переделать — примерно по той же схеме, что использована в том же Renault Duster. Понятно, что работа по такой модернизации (если последняя возможна в принципе) займёт определённое время и влетит в изрядную копеечку.

рено 4 Схема трансмиссии Renault Duster: 1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка передач; 4 – привод правого переднего колеса; 5 – угловой редуктор; 6 – межколесный дифференциал передней оси; 7 – карданная передача; 8 – электромагнитная муфта; 9 – привод правого заднего колеса; 10 – межколесный дифференциал задней оси; 11 – задний редуктор; 12 – привод левого заднего колеса; 13 – привод левого переднего колеса

Наконец, чисто внедорожная система постоянного полного привода с раздаточной коробкой, оснащённой блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей, кроссоверу не особо-то и нужна. Например, тот же «Дастер» прекрасно обходится подключением задних колёс с помощью фрикционной электромагнитной муфты.

При этом он обладает отменной для паркетника проходимостью — например, румынские Dacia Duster с тяговитым турбодизелем после небольшого тюнинга, касающегося, в основном, подвески и обвеса, успешно участвуют в трофи-рейдах, преодолевая не слишком тяжёлое бездорожье. Систему полного привода при подготовке к офф-роуду у них просто дополняют защитой муфты и самоблокирующимся задним дифференциалом — этого вполне хватает.

рено 5

Но это — на «загнивающем и бездуховном» Западе. А в «поднимающейся с колен» России кроссовер Lada Duster если и появится, то явно только в переднеприводной версии — с агрегатами от «Весты». Кроме того, его штатное оснащение будет, мягко говоря, небогатым, ибо когда оно у «АвтоВАЗа» было другим…

А теперь представим появление такого кроссовера на российском авторынке, который постепенно заполняется переднеприводными паркетниками из Китая. Конкуренции с ними Lada Duster однозначно не выдержит.

рено 8

Вспомним, что подобные изделия автопрома Поднебесной оснащены более эффективными и, одновременно, экономичными турбомоторами, работающими в паре с АКПП или «роботами». Что же касается прочего их оборудования (даже в базовых комплектациях) — «АвтоВАЗ» ничего подобного не предлагал, не предлагает и ещё долго не предложит.

А откуда Волжскому автозаводу взять высокотехнологичную «начинку» для своих машин, если пресловутое импортозамещение, о котором говорят «из каждого утюга» без малого 10 лет, оказалось (за крайне редкими исключениями) такой же фикцией, как, например, оптимизация системы здравоохранения?

рено 6

В итоге нынешняя российская промышленность не способна производить даже такие элементарные вещи, как эйрбэги, ABS и преднатяжители ремней безопасности, не говоря уж об электронных «няньках» наподобие круиз-контроля, а также систем автоматического экстренного торможения или кругового видеообзора.

Нет у нас и всего остального, что предлагает мировой автопром: отечественного турбонаддува, а также мультимедийных систем, установок климат-контроля, многофункциональных «баранок», а также автоматических КПП (исключение — представительские автомобили Aurus) и много чего ещё.

дастер 9

Напомним, что в своё время «АвтоВАЗ» создал было «робота» на базе своей МКПП, но из-за отсутствия опыта в разработке таких трансмиссий он получился просто кошмарным — все, кому довелось им пользоваться, вспоминают о нём с содроганием.

Одним словом, будущий Lada Duster — это обязательно полноприводный кроссовер, оснащённый тем же современным техническим и электронным оборудованием, что и его китайские собратья. При этом он должен быть пусть немного, но дешевле конкурентов из Поднебесной.

рено 9

Без всего этого производство «Дастера» по-российски можно даже и не начинать — если такой автомобиль будет столь же «пустым», как упрощённая Lada Granta, то он просто обречён на провал.

Поэтому, если новое руководство "АвтоВАЗа" хочет видеть Lada Duster на конвейере, ему явно придётся озаботиться поиском в том же Китае поставщиков современных узлов и агрегатов, готовых сотрудничать с российским автопроизводителем. Иначе ничего не получится.

рено 10