Покупка подержанного мотоцикла — та ещё лотерея. Рассказываем, как вытащить счастливый билет — найти хорошо сохранившийся байк со скромным пробегом на фоне десятков «убитых» экземпляров, требующих больших вложений.

Двухколёсная техника изнашивается быстрее автомобилей, особенно если её не щадили прежние владельцы. Поэтому покупка б/у мотоцикла всегда сложнее — при поиске «живого» экземпляра обычно приходится отбрасывать до десятка «убитых». Рассказываем, как провести быструю диагностику байка своими силами.

Три повода отказаться от покупки

Взгляните на раму. Если видите вмятины, «морщины», следы сварки и грубые пятна краски, мотоцикл был в серьёзном ДТП. Он не просто проехался по асфальту на боку, а влетел в препятствие и смялся. Неизвестно, как он поведёт себя на ямах и при лёгком падении — ездить на такой технике попросту опасно.

Попросите завести и прогреть двигатель. Если на высокой температуре из труб валит чёрный или сизый дым, мотору скоро понадобится капремонт. В лучшем случае он обходится в 30–40 % стоимости подержанного мотоцикла, в худшем — дороже самого байка.

Обратите внимание на VIN-номер техники. Обычно его указывают на рулевой колонке или в передней части рамы. Если код не совпадает с указанным в ПТС и в объявлении на сайте, прощайтесь с продавцом — мотоцикл наверняка проблемный. Чтобы защититься от мошенников на 100 %, покупайте подержанный байк у проверенного дилера в салоне.

Определяем скрученный пробег

Статистика площадок, на которых размещаются объявления, показывает — в среднем российские мотоциклисты наезжают 7–8 тысяч километров за сезон. Но встречаются байки, которые действительно использовались очень редко. Важно отличать их от техники со скрученным пробегом.

Посмотрите на седло, ручки руля и пластиковые детали. Если они сильно затёрты и покрыты множеством сколов при малом пробеге, вас наверняка обманывают. У мотоцикла в отличном техническом состоянии тросики должны быть целыми, без оборванных нитей. Шланги — без цветных пятен и следов износа. Оцените износ тормозных дисков и колодок — у мотоцикла с пробегом до 10–20 тысяч километров они должны быть слегка потёртыми. Если они новые, их наверняка меняли после 40–50 тысяч километров. Но случается и так, что мотоцикл с малым пробегом становится нежелательной покупкой. Следы ржавчины говорят о том, что его неправильно хранили — придётся подкрашивать и менять постоянно выходящие из строя «расходники».

Проводим полную диагностику

Запустите мотор и погазуйте. Он должен быстро набирать обороты и работать равномерно, без рывков, лязга и треска. Если слышите металлический звон при сбросе газа, у мотоцикла растянут механизм ГРМ, стрёкот на холостом ходу — неисправны клапаны, стук — близок ремонт распредвала.

Сядьте в седло и покачайте мотоцикл вверх-вниз. Амортизаторы должны работать плавно, без ударов и стопорения. Покрутите руль — если он туго поворачивается из нулевого положения, скоро придётся менять подшипники. Нажмите рычаги тормоза и сцепления — они должны нажиматься плавно, но с ощутимым усилием.

Если это возможно, поднимите мотоцикл так, чтобы вывесить переднее колесо. Прокрутите его. Неровное вращение, стуки и трение о колодки говорят о сильной деформации обода. Напоследок проверьте работу светотехники.

При самостоятельном осмотре вы можете выявить самые серьёзные проблемы — около 50 % поломок. Чтобы получить более подробную информацию о мотоцикле, проведите диагностику на независимом СТО или покупайте байк у авторизованного дилера.